На съемках сериала «Безопасность» в Дубне состоялся дебют кинооператора Евгении Опельянц

Денис Толстов

Зритель не должен догадаться, что за кадром находится огромное количество приборов, нужно создать видимость того, что всё, происходящее на экране, – естественная среда. Кинооператор должен уметь обращаться с кинокамерой и осветительными приборами, должен понимать, какие световые и текстурные эффекты можно применить для создания художественного образа фильма, как выразить настроение героев, как выделить с помощью световой композиции кадра главное и второстепенное.

Об особенностях столь интересной профессии, знаниях, помогающих найти свой почерк в создании общей характерной композиции кинофильма, и про дебют (летом 2014 года – прим ред.) в качестве кинооператора-постановщика мы побеседовали с Евгенией ОПЕЛЬЯНЦ.

– Евгения, кинооператор – важный специалист в области съемки кинофильмов. Именно он проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма, и с технической, и, особенно, с художественной стороны. Что вас привлекло в данной профессии?

– Для меня интерес этой профессии состоит в сочетании творчества и умения с помощью техники, так сказать, «нарисовать кадр». Больше всего меня привлекает в моей профессии возможность передать через холодную технику частичку души и мое собственное видение.

– Как происходит выработка своего собственного художественного почерка?

– Лично для меня это происходит в процессе работы. Сначала, обучаясь, ты овладеваешь навыками работы с огромным количеством техники (камерой, осветительными приборами) и технологиями для создания изображения и кинокартины в целом. Я называю это – «кисти» кинооператора, как у художников, каждый технический элемент – это кисть. Как только ты понимаешь, какой кистью и как работать, вот тогда и начинает вырабатываться художественный почерк. Экспериментируя, находишь приемы, которые в дальнейшем следуют с тобой по жизни, эволюционируют вместе с тобой. Вообще, всё как в жизни, со временем почерк меняется. Когда учишься писать, он неаккуратен, а дальше тренируешься, набиваешь руку – он становится красивее, понятней. Яркий пример для меня – художник Пикассо. Когда я впервые побывала в его музее в Барселоне, расположение картин там было построено по принципу от раннего к позднему периоду. Привыкнув к более позднему Пикассо, я удивилась, насколько его ранние картины были другими, тонкими, и почерк не узнать, потому что он меняется со временем так же, как меняется вкус и приоритеты.

– Вам приходилось проделывать с камерой «каскадерские трюки» во время съемки, чтобы добиться нужного эффекта?

– Конечно, ни одна съемка не обходится без того, чтобы не сделать с камерой что-то, позволяющее добиться нужного эффекта. Вопрос заключается лишь в том, что иногда ты часами размышляешь сам, либо с режиссером, как решить движение, расположение камеры, скорость кадров, угол открытия обтюратора для того, чтобы воплотить свой творческий замысел. Когда это получается – ты счастлив, что сделал задуманное, сумел продумать, просчитать и получить блестящий результат! Это и есть работа. А порой ты понимаешь, что, даже несмотря на то, что долго думал, как что сделать, добиться нужного результата не смог, и вдруг в какой-то момент приходит новое решение. Всё можно сделать по-другому, поставить камеру в другое место, пустить актеров по другой траектории, и сцена выглядит иначе, интересней. Это и есть магия кино.

– Важен ли для кинооператора высокий управленческий потенциал?

– Думаю, да, важен! У кинооператора достаточно большая группа, в состав которой входят: второй оператор, контролирующий технические параметры съемки, выполняющий задачи, обозначенные оператором-постановщиком; камермен, который стоит за камерой; ассистент по фокусу; гафер-художник по свету. Я перечислила минимальный состав операторской группы, но он очень важен для кинооператора. Это его музыкальная группа, все должны чувствовать друг друга, понимать на невербальном уровне. Управлять – это не то слово, которым бы я хотела назвать отношения между кинооператором и группой. Важно найти правильные нити и подходы к людям – где-то нужно быть жестче, где-то понимать, что нужно больше хвалить человека, потому что его состояние души может отразиться на качестве его работы, если вовремя не похвалить. Ведь на съемках складывается много стрессовых ситуаций, и группа – это те люди, которые работают для тебя, борются за твое видение, передают его, стараются не подвести человека, с которым работают.

– Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и воплощает это на практике. То есть, по сути, вы являетесь художником фильма?

– Кинооператор – не просто художник, который воплощает свои замыслы, в первую очередь – это человек, который воплощает идеи кинорежиссера, помогает ему передать через изображение режиссерское видение фильма. Тандем в этом случае – это великое счастье. Опытный кинорежиссер всегда знает, что и как он хочет видеть на экране, он выбирает кинооператора, чей взгляд, видение через объектив кинокамеры совпадает с его. Из собственного опыта могу сказать, что режиссер играет огромную роль не только в драматургии кинофильма, но и в изображении. Дело в том, что в написанный на бумаге текст режиссер вкладывает свой смысл и свое представление. Оно может быть настолько интересным, что дает кинооператору почву для фантазии и наполнения кадра, иного светового решения. Например, мой мастер, великий кинооператор Вадим Иванович Юсов, работал с огромным количеством режиссеров, он снял множество картин. Одним из его режиссеров был Андрей Тарковский, с которым они сняли такие прекрасные фильмы, как «Андрей Рублев», «Иваново детство». В этих фильмах потрясающая работа кинооператора. В процессе съемок было придумано множество новых технических решений самим кинооператором, но без видения и идеи режиссера это невозможно было придумать. Он стремился воплотить всё, задуманное Андреем Тарковским.

На этом проекте мне очень повезло с режиссерами – Ильей Николаевичем Лебедевым и Никитой Владимировичем Высоцким. Они имеют точное представление о том, что хотят видеть на экране, и мне было несложно делать свою работу и во многом даже открывать для себя новые решения, за что я им очень благодарна.

Иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. И в этом заслуга кинооператора, потому что именно он отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им…

В начале работы над картиной кинооператор и кинорежиссер обдумывают стиль будущего фильма, атмосферу, световое решение, движение камеры. Всё это зависит от жанра фильма и его смысловой нагрузки. Когда такая работа проделана, смотря фильм, ты запоминаешь его. Причем я уверена, что кадры запоминаются обычным зрителем не только в зависимости от того, как и что в них построено композиционно или какого они цвета, а именно из-за атмосферы в них переданной. Эта атмосфера создается не только оператором, но и художником-постановщиком картины, режиссером и, часто, актером, если он в этом кадре присутствует. Так что я не могу сказать, что стоит отделять работу кинооператора от работы всех остальных художников, так как кино – это искусство коллективное.

– В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того, чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении. Какие приемы существуют для этого?

– За всю историю кинематографа появилось огромное количество приемов для создания того или иного эффекта. Для создания дождя существуют специальные дождевые установки. Многие эффекты достигаются с помощью света, например, вспышку от взрыва можно сымитировать осветительным прибором, эффект тумана создается специальным пиротехническим дымом… Не стану всё перечислять, иначе будет неинтересно.

– Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление. Каких специализированных знаний в индустрии кино требует профессия кинооператора?

– Кинооператор – человек, не только владеющий композицией кадра, светом, но и разбирающийся в оптических, химических и физических процессах. Эти знания были очень важны, когда кинооператоры работали с пленкой и через объектив кинокамеры видели действие на съемочной площадке немного иначе, чем видели его другие участники кинопроцесса. Таинство профессии состояло в том, что, зная все технические характеристики пленки, оператор учитывал множество факторов при съемке, о которых другим даже и не приходилось думать. Сейчас же этот процесс упрощен, появление цифровой техники дает возможность уже на съемке контролировать изображение, что-то исправить, повторить и переделать. Конечно, это конец волшебству, но для нынешнего процесса, для коммерческого кино с очень большими выработками – это большой плюс.

Когда я училась в институте, на первых двух курсах у нас были только специализированные предметы, а именно: кинофотопроцессы и материалы, оптика, киноэкспонометрия, монтаж, киносветотехника, киноаппаратура и множество других. Человеку, желающему стать кинооператором и овладевшему всеми этими дисциплинами, профессия становится более понятна. Но я считаю, что нет ничего лучше, чем практика!

Беседовала Элеонора Ямалеева. Июль 2014 года