Операторы

Оператор — группа профессий по управлению работой оборудования (установок) различного вида и назначения; по проведению и обеспечению фото — кино — и видеосъёмки.

В общероссийском классификаторе профессий (ОКПДТР) приводятся около 350-ти различных операторских профессий и 20-ти операторских должностей.

В Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) операторские профессии и должности входят, в основном, в три так называемые «укрупнённые группы»: 3-я — «Специалисты средней квалификации»; 4-я — «Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием»; 8-я — «Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики».

В рамках данной профессии существуют разные должности: например, кинооператор, телеоператор, радиооператор, видеооператор, а также оператор ПК, оператор call-центра (центра поддержки). Кинооператоры, телеоператоры могут работать на телевидении, в кинокомпаниях. Видеооператоры часто ведут частную практику. Оператор ПК и оператор call-центра – это офисная работа.

Функции оператора зависят от занимаемой должности.

Кинооператор – это специалист в области кинематографии, основная обязанность которого — съемка фильма/сериала на камеру и воплощение в фильм режиссерского замысла с помощью цвета, масштаба изображения, угла съемки, композиции кадра. Телеоператор осуществляет съемку телевизионных передач (программ), также он может выполнять функции кинооператора.

В обязанности радиооператора может входить наличие и оценка качества сигналов на в радиоэфире, на кораблях, запись аудиороликов, подбор музыки.

Видеооператор выполняет профессиональную съемку любого события: свадьбы, корпоративного мероприятия.

В обязанности оператора ПК может входить набор текста, обработка информации, создание таблиц, отчетов, осуществление подсчетов и т. п, оператора call-центра – общение с клиентами по телефону, консультирование по различным профессиональным вопросам.

Квалификационные требования

Кинооператор и телеоператор должны иметь высшее либо среднее специальное образование, предварительный опыт работы в должности ассистента около 3-х лет, хорошо разбираться в видеоаппаратуре, работе оптических приборов, знать изобразительные возможности освещения, иметь художественный вкус, быть творческими и креативными людьми.

На должность оператора ПК и оператора call-центра может претендовать человек с любым образованием, имеющий навыки работы на компьютере/общения с людьми и обладающий такими профессиональными качествами как усидчивость, внимательность, ответственность; коммуникабельность. Таких специалистов многие работодатели готовы обучить на месте.

Заработок частного видеооператора зависит от количества заказчиков, его репутации и профессионализма. Оператор ПК, оператор call-центра – отличный вариант работы вначале своей карьеры. Заработная плата таких специалистов не очень высокая, но возможны перспективы приобретения стажа работы, карьерного роста в рамках компании.