Поступление на операторский факультет ВГИКа: помощь и советы

Перед тем как решиться поступать на кинооператорский факультет ВГИКа, надо разобраться в целях поступления и ответить на вопрос: «Подходит ли вам эта профессия?».

Оператор – профессия тяжелая и не любит халтуры. С одной стороны она техническая (требуется филигранное знание всех нюансов техники и средств выразительности), с другой – творческая (необходим высокий культурный уровень человека). То есть кинооператорская профессия – это многогранное искусство, требующее огромных затрат сил и средств, грандиозного терпения, физической закалки и постоянного личностного развития на протяжении

всей жизни. Готовы ли вы на это?

Цели поступления бывают различные. Как я считаю, любое искусство не приемлет корыстного отношения. Не стоит идти в искусство за деньгами и славой, в искусство надо идти для других людей и для развития самого искусства. Это не значит, что надо быть полным альтруистом, но бескорыстное отношение должно преобладать над корыстным. Надо работать на себя, чтобы в дальнейшем это отдавать другим.

Сегодня фотография и кино стали доступными для любого человека. Это привело к переизбытку визуальной информации в нашей жизни. Качество и ценность информации резко упала. Усугубляет положение кино культ денег в современном мире, негативно влияющий на общество. Задачей кинооператоров должно стать поднятие планки профессионализма в киноискусстве. Более глубокое отношение к жизни, новые требования к кинематографу, стремление к общечеловеческим ценностям, поднятие высоких жизненных идеалов, — такие тенденции уже проявляются в сегодняшнее время. Надо их подхватывать и продолжать.

Советую почитать вступление диссертации Вахидулла Кавьяра на тему: «Роль кинематографа в реализации просветительных функций культуры».

II. Классификация подготовки

«Не так страшен черт, как его малюют», — гласит поговорка. Все зависит только от ВАС и ещё, я бы добавил, от ВРЕМЕНИ. Сколько бы желания и прыти не было, подготовка требует:

1) больших затрат времени

2) систематизации

3) повторения

Подготовку к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа я бы разбил на три части:

1) Обязательный уровень

2) Общее развитие

3) Практика

Можно обойтись обязательным уровнем, но для этого надо быть гением.

1.Обязательный уровень – это что-то вроде «минимума», то, что конкретно может пригодиться. Например, знание ответов на вопросы по физике, фильмографии одного-двух кинооператоров и режиссеров, ограниченного количества литературных стихов, подготовка проходного фото портфолио. Может вам повезет и таких знаний хватит для поступления.

2.Общее развитие – это более глубокое изучение киноискусства и культурное развитие человека. Это то, что материально может вообще не понадобится на экзаменах, но то, с чем вам будет легче учиться в дальнейшем. Это некий фундамент, на который будут ложиться уже специализированные практические знания. И самое важное, что это ваш жизненный опыт, который может пригодиться вам в любой области.

Что, как не поступление во ВГИК, могло бы заставить меня выучить 80 стихотворений и наконец-то прочитать всю школьную литературу. А литература – это мировой опыт, это нравственное развитие и жизненные принципы. До этого я литературу терпеть не мог, поэтому теперь пришел к выводу: «Не любишь, потому что не знаешь»

ВСЁ В ЖИЗНИ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ! Нельзя бояться лишней информации, но надо знать, какая наиболее полезна в данный момент.

При хорошей многогранной подготовки во ВГИК, во время учебы вы будете меньше отвлекаться на сторонние темы и наиболее полно посвятите себя практике.

3.Практика – это практическое использование теории или практическое интуитивное развитие своих профессиональных навыков. Чем больше практики было до поступления, тем качественней будет учеба. Путь развития оператора – овладеть технической стороной профессии, чтобы впоследствии беспрепятственно ТВОРИТЬ.

Советую прочитать биографии великих советских операторов, например Сергея Урусевского или Леонида Косматова и увидеть их сложные пути профессионального становления.

Придерживайтесь правила: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – врубился.

Также подготовку можно разбить на:

1)Непосредственно киноискусство (просмотр и анализ фильмов, изучение теории фотографии, знакомство с биографиями операторов, фото практика и др.)

2)Другие области, использующиеся в кинематографе (изучение живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и др.)

III. Несколько советов

• Не «зубрим», а изучаем, чтобы знания оставались с вами. Лучше понять, чем просто запомнить

• Ставьте перед собой реально выполнимые задачи, чтобы при нехватке времени не тратить лишнюю энергию на нервозность и переживания

• Отдыхайте заранее, не доводите себя до такого состояния, когда уже никакой отдых не поможет. Вовремя отдыхать – это тоже ваша обязанность для продуктивной работы

• Относитесь к обучению во ВГИКе не с принципом «вас научат», а с принципом «нас направят, а мы научимся», т. е. самый важный первый курс обучения вы проходите самостоятельно при подготовке к поступлению. Преподаватели лишь показывают вам дорогу для самостоятельного дальнейшего развития и ускоряют этот процесс. ВГИК – только следующая ступень вашего профессионального становления

• Отделяйте теорию от практики (сначала только теория, а потом практика или наоборот). Бывает очень сложно переключаться за один день между теорией и практикой

• Составьте четкий план подготовки и точно расставьте цели и задачи

• При подготовке в первую очередь поднимайте те области знаний, которые у вас слабые (проблема с натюрмортами – практикуемся, «нулевая» литература и живопись – учим)

ПОДГОТОВКА

I. Подготовительные курсы ВГИКа

Стоит ли идти на подготовительные курсы ВГИКа?

Стоит. Преимущество подготовительных курсов – это общение непосредственно с будущими преподавателями и с будущим мастером, набирающим курс. Преподавание хорошее, информация полезная, много практики. Подробнее узнавайте на сайте ВГИКа.

II. Систематизация подготовки

1. Теория фотографии и физика

* по билетам (разделы: фотосъемка, общее, оптика, аналоговая фотография, электричество)

* съемка для портфолио

* отбор фотографий и оформление портфолио

У каждого она может быть своя. А теперь подробнее по каждому пункту.

III. Теория фотографии и физика

Есть список экзаменационных вопросов по теории фотографии и физики. Он разделен на 5 разделов: общий (общие вопросы фотографии), фотосъемка (вопросы по фото жанрам для определения практических навыков абитуриента), оптика (раздел «оптика» школьной физики), электричество (раздел «электричество» школьной физики), аналоговая фотография (химические процессы в фотографии, обработка пленки и фотографии).

Скачать вопросы можно ЗДЕСЬ .

Из года в год иногда идут маленькие корректировки, чаще всего новая формулировка вопросов, но в целом список остаётся таким.

Я готовился в четыре этапа.

1. Искал ответы на вопросы в интернете и делал записи в конспектах

2. Составлял список вопросов, на которые не смог найти ответов или не понимал их. Искал людей, кто сможет мне помочь объяснить. Окончательно дописывал конспекты

3. Через пол года повторно проходил по всем вопросам: отвечая на вопрос, я записывал всё, что помнил, потом просматривал ответ в конспектах и дополнял конспекты дополнительной расширенной информацией по вопросу.

4. Повторял перед самым экзаменом третий раз.

При повторении понимаешь, что уже совершенно ничего не помнишь, так что повторение обязательно!

(большинство этих книг вы можете скачать в разделе «книги по фотографии » и «Книги по кино «)