Как стать оператором-постановщиком

Как стать оператором-постановщикомМногие студенты киношкол на своем опыте понимают, что не достаточно стать просто профессиональным оператором. Как и в большинстве других профессий нужно упорно работать, чтобы подняться вверх по карьерной лестнице. Многие не осознают, что достичь такого высокого уровня в профессии – стать главным оператором – очень сложно. Есть разные способы для этого (если, конечно, это не дешевая съемка, где вы можете получить позицию только благодаря тому, что у вас есть камера), то большинство из них имеют несколько сложных шагов, которые вам необходимо сделать прежде, чем вы достигнете вершины операторского мастерства.

Как и в большинстве кинопрофессий, самая нижняя ступень на карьерной лестнице – это механик съемочной техники. На съемочной площадке он будет работать на все отделы, в том числе те, которые находятся под контролем главного оператора – это отдел камеры, освещения, а также смежные департаменты. Большая часть времени у него будет уходить на то, чтобы разнести всем кофе. Совсем не об этом вы мечтали, когда поняли, что хотите заниматься производством фильмов, но механик съемочной техники – такой же член команды, как и все остальные. Хотя эта работа может быть незаметна для других, она не будет от этого меньше цениться. Продвижение по службе могут получить дружелюбные и приветливые работники, те, кто усердно работают и сотрудничают с окружающими.

Операторская группа

Можно не говорить о том, что большинство операторов-постановщиков начинали работать в операторской группе. Как и во всех отделах на съемочной площадке, специфические обязанности каждой позиции полностью зависят от размера и характера съемки. В операторской группе есть три основных позиции: кинооператор, 1-й ассистент оператора и 2-ой ассистент оператора.

Кинооператор – тот, кто физически работает за камерой. Хотя некоторые главные операторы предпочитают работать с камерой самостоятельно, обычно они доверяют кому-то делать это за них, пока сами следят за съемкой на мониторе или просто со стороны, чтобы лучше прочувствовать съемку. Так как кинооператор – одна из немногих позиций, в которых хотел бы работать главный оператор, можно не упоминать о том, что именно отсюда многие и сделали свой скачок в карьере оператора.

1-й ассистент оператора, иногда его называют “фокус-пуллером”, выполняет ряд заданий помимо тех, что входят в его прямую обязанность. Он должен содержать оборудование операторской группы чистым, что включает в себя утомительный, но очень важный процесс очищения объективов и внутренних частей камеры от малейшей пыли, волосков или остатков пленки. Даже при цифровой съемке первый ассистент оператора должен убедиться, что камера работает на полную мощность, чтобы обеспечить лучший кадр. Наводка на резкость – навык, который нарабатывается годами, если не десятилетиями. Несфокусированная съемка – это пятно на репутации любого из отдела по работе с камерой, вот почему это одна из самых важных профессий на съемочной площадке. Опытный первый ассистент оператора – это настоящий подарок для любой съемочной команды, его репутация легко может позволить ему стать оператором — постановщиком на следующем проекте.

Второй ассистент оператора часто зовется “хлопушкой”, он ответственен за подзарядку съемочного аппарата, отслеживание всех отчетов работы камеры по раскадровкам и бумажную работу. Он отмечает каждый кадр, делает отметки для актеров и отмеряет дистанцию для 1-го ассистента оператора.

На самом деле в этом отделе не так много иерархии, как может показаться на первый взгляд. По большей части позиции находятся на равном уровне, все подчиняются главе отдела или напрямую главному оператору. (В соответствии со строгой профессиональной этикой никто не может напрямую обращаться к режиссеру, вместо этого все должны взаимодействовать через соответствующие должности). Даже позиция первого ассистента не имеет власти над вторым ассистентом, у них разные, но одинаково важные обязанности.

Чтобы стать опытным специалистом в любой позиции потребуются годы. Многие люди построили успешную карьеру, оставшись первым ассистентом, кинооператором и т. д. Для тех же, у кого есть амбиции и призвание, чтобы стать главным оператором, операторская группа является прекрасным местом для того, чтобы подняться вверх по карьерной лестнице.

Опытный главный оператор обычно выбирает вид, который ему нравится, только после обсуждения с режиссером. Он доверит это своей команде, которая, в свою очередь, сможет найти этот вид без дальнейших напутствий главного оператора, если они достаточно компетентны и посвящены делу. Это может показаться нелогичным, но ведь основная задача главного оператора заключается в том, чтобы руководить командой, а не работать за них. Хороший кинооператор знает, какие объективы использовать, чтобы добиться нужного результата, а хороший осветительный цех понимает, какие приборы лучше поставить и где, даже не спрашивая главного оператора, которому лучше сосредоточиться на творческом изображении.

Вот почему у главы осветительного цеха, гафера, очень важная позиция при съемках фильма. Гафер и его команда могут также называться электриками, но это по большей части номинально из-за напряжения и силы тока, с которыми работает команда, чтобы поддерживать энергоемкие осветительные приборы. Это техническая работа, но в то же время у гафера должна быть творческая жилка, на приобретение которой могут потребоваться годы работы. Гафер – близкий союзник главного оператора и логически эта позиция может стать предшествующим шагом для дальнейшего роста.

В осветительном цеху больше иерархии, чем в операторской группе. Помощники осветителя обращаются непосредственно к главе отдела. Но есть еще одна важная позиция – помощник гафера, он является прорабом всего отдела. Он направляет всю команду и организовывает их рабочее место, ведет бумажную работу, занимается погрузкой и отгрузкой и техническим обслуживанием оборудования, координирует работу с другими отделами. На некоторых локациях и в работе второго плана он может даже заменить самого гафера. Хотя помощник гафера редко сразу становится главным оператором, он все же на волоске от позиции гафера, а это еще один шаг к тому, чтобы занять позицию главного оператора.

Постановочный цех имеет аналогичную структуру, что и осветительный цех. Его возглавляет старший рабочий-механик, который помогает достичь видения режиссера и главного оператора, используя соответствующее оборудование. Этот цех отвечает за все оборудование, кроме осветительного и камер, как например, флаги и си-стенды, светоотражатели. Это оборудование не только формирует свет для сцены, но также помогает камере достичь намеченных кадров. Как руководитель цеха, который напрямую работает с кинооператором, старший рабочий-механик – еще одна позиция, с которой можно стать главным оператором.

Чем больше съемка, тем больше рабочих-механиков будет нанято. Они смогут стать впоследствии старшим рабочим-механиком, эта позиция очень похожа на позицию старшего гафера. В постановочном цехе также работают люди, которые близко сотрудничают с отделом камеры. Они управляют операторскими тележками и кранами. Несмотря на то, что они находятся ниже других, они больше других контактируют с главным оператором, потому что работают вплотную с камерой. Очень сложно перепрыгнуть на самый верх, находясь на этих позициях, но они на шаг или два ближе других в постановочном цеху, если рассматривать путь к карьерной вершине.

Создание связей

Неважно откуда вы или чего хотите достичь, создание связей очень важно. Когда вы работаете руководителем отдела или тесно сотрудничаете с главным оператором – необходимо строить и удерживать эти отношения. Лучшая перспектива для вас – учиться у того, кто был до вас. Это достаточно сложный баланс, когда главный оператор ваш союзник, но, в то же время, будущий конкурент в индустрии, где гораздо меньше качественных съемок, чем качественных специалистов и актеров. Вы будете конкурировать со своим бывшим начальником за проекты и каждый главный оператор, который делает рекомендации, знает это. Только через хорошие рабочие отношения и с трудом завоеванное уважение главный оператор будет рекомендовать вас продюсерам и режиссерам на один из их проектов.

Либо вы можете сами пойти к продюсерам и режиссерам, создать связи и построить отношения с теми, с кем войдете в контакт через вашу текущую или предыдущие позиции. Второй режиссер – та позиция, которая особенно интересна продюсерам при финансировании проекта. Именно он близко работает с руководителями департаментов и помощником гафера. Крепкие отношения со вторым режиссером помогут вам воспользоваться случаем и стать следующим главным оператором.

Не важно, какой путь вы изберете, и какие отношения будете развивать, хорошее отношение к делу, строгая деловая этика и артистичные амбиции – вот все, что нужно для того, чтобы вы стали главным оператором. Но помните, если вы хотите стать великим кинооператором, вам нужно сфокусироваться. И только так.

оператор в кино это

как стать оператором кино

искусительница фильм 1995

вгик подготовительные курсы

оператор компьютерного набора что делает